11 отзывов
ООО ПКФ "Цветная металлургия"
+7 показать номер
+7 показать номер

Баббит

Баббиты это группа металлических сплавов с преобладающим содержанием свинца или олова и обладающих антифрикционными (скользящими) свойствами. Их применяют в виде тонкой заливки или поверхностного напыления в изготовлении различных подшипников и других изделий требующих снижения коэффициента трения. Более современные технологии предусматривают возможность купить баббит в виде тонкой ленты для ее запрессовки на поверхность обрабатываемого изделия. Технические требования к изготовлению и химическому составу таких сплавов приведены в ГОСТ 1320-74.
Технические характеристики и состав входящих элементов баббита
В качестве присадок к свинцу и олову добавляют медь (Cu), сурьму (Sb), никель (Ni), мышьяк (As), кадмий (Cd), магний (Mg), натрий (Na) и кальций (Ca). Наличие присадок изменяет такие характеристики антифрикционного слоя, как температура плавления, износостойкость, теплопроводность и сопротивление процессам окисления.
Баббиты на основе олова создают на поверхности слой, обладающий повышенной вязкостью и минимальным коэффициентом трения. Однако мягкий оловянный слой быстро изнашивается при высоких нагрузках. Свинцовые сплавы отличаются относительно высокой температурой плавления, хорошей износоустойчивостью, но и меньше снижают трение при работе. Поэтому их широко применяют в железнодорожном транспорте, двигателях внутреннего сгорания, на прокатных станах и другом оборудовании с тяжелыми условиями работы.
Основной недостаток баббита заключается в слабом сопротивлении усталости и невысокой износостойкости. Поэтому для эксплуатации антифрикционного баббитового слоя требуется прочный корпус, который изготавливают из стали, чугуна или бронзы.
К числу самых распространенных марок баббита следует отнести:
баббит Б16, в состав которого кроме свинца входит по 15-17% сурьмы и олова, а так же 1,5-2,0% меди;
баббит Б83 на основе олова с добавлением 11% сурьмы и 6% меди;
баббит Б88 с содержание олова 88%, 8% сурьмы и 4% меди;
свинцовый баббит СОС6 с легирующими добавками по 5-7% цинка и сурьмы.
Популярность этих сплавов обеспечивает низкая на этот баббит цена в сравнении с другими марками, при обеспечении нормальных условий эксплуатации обработанных изделий.
Изготовление и поставки баббита
На рынке цветных металлов баббит продают в слитках (чушках) стандартной формы, на которых нанесена марка сплава и клеймо изготовителя. Стандартный вес одного слитка равен 22 кг. Изготовление осуществляется плавлением чистых металлов и вторичной переработки лома баббита. Во втором случае используют кусковые остатки, производственную выбраковку металла, лом подшипников, типографские шрифты, припои и смешанные отходы составляющих металлов. На вторичный баббит цена за кг ниже на 15-20%, но и стандартная чистота такого сплава обычно не гарантируется.
В современном промышленном производстве баббиты получили самое широкое распространение, как относительно недорогой материал, который позволяет добиваться уменьшения трения в подшипниковых узлах. Простая технология нанесения антифрикционного слоя и возможность его восстановления при необходимости сделали сплавы на основе свинца и олова одним из самых популярных материалов.
Необходимость снижения коэффициента трения во вращающихся и подвижных узлах механизмов привела к появлению большой группы особых сплавов с большим содержанием свинца и олова. Эти металлы назвали баббитами по имени изобретателя первого такого сплава – американского ювелира Исаака Беббита.
Классификация баббитов по химическому составу и характеристикам
По виду металла преобладающего в составе сплава вы можете купить баббит одной из трех групп, применяемых в промышленном производстве:
оловянные;
свинцовые;
кальциевые.
Материалы последней группы тоже изготавливаются на основе свинца, но благодаря добавлению кальция, натрия и магния имеют самую высокую температуру плавления и повышенную износостойкость. На кальциевый баббит цена ниже и его повсеместно применяют для восстановления железнодорожного подвижного состава, где требуется большое количество материала.
Технологические требования к производству оловянных и свинцовых баббитов, а так же их химический состав приведены ГОСТ 1320-74. Кальциевые сплавы производятся в соответствии с ГОСТ 1209-90. Эти стандарты определяют маркировку антифрикционных сплавов в виде следующих буквенно-цифровых сочетаний, которые приводятся в соответствующих таблицах.
Определение возможности использования конкретных марок баббита происходит с учетом следующих технических характеристик материала:
химический состав сплава;
температура плавления;
механические свойства и физические параметры;
рекомендуемые стандартом условия эксплуатации и область применения.
Кроме этого необходимо учитывать такие режимы работы оборудования, как скорость вращения детали, предельная механическая нагрузка, допустимая температура нагрева и общие характеристики рабочего вала и цену баббита за кг.
Сырье для промышленного производства баббитов
Производители баббита изготавливают антифрикционные сплавы из чистых металлов, вторичного сырья или совмещают эти два способа, первоначально переплавляя лом баббита и после этого доводя его при помощи чистых металлов до стандартного химического состава.
На рынке цветных металлов купить баббит 83 и других марок можно в виде соединенного набора нескольких слитков (чушек), общий вес которых составляет 22 кг. На поверхности каждого слитка нанесена марка баббита и товарный знак производителя. В сопроводительных документах обязательно указывается номер и дата плавки.
Плюсы и минусы применения баббитов
Использование металлических антифрикционных сплавов позволяет значительно снизить коэффициент трения в сопряженных подвижных деталях и узлах. При этом баббиты отличаются от других материалов:
устойчивостью к процессам окисления;
доступной стоимостью баббита за кг;
высокой ударной вязкостью;
невысокой температурой плавления;
достаточно хорошей износостойкостью;
простотой технологии нанесения на поверхность;
осуществлением приема баббита для вторичной переработки.
В то же время следует отметить следующие недостатки этих материалов:
необходимость изготовления корпусной оболочки из более прочных металлов;
высокая теплопроводность и низкое сопротивление усталости;
наличие висмута и мышьяка усложняют процесс вторичной переработки.
Несмотря на это в современной промышленности баббиты признаются лучшим и самым доступным антифрикционным материалом для производства практически всех видов подшипников.